Так же как и в легковых автомобилях, производители современных грузовиков максимально заботятся о безопасности как водителя и пассажира, так и пешехода и других участников движения. Какими же способами достигается максимальная защита жизни людей?
1. Кабина грузовика конструируется, а материалы подбираются из расчета того, что в случае аварии необходимо будет противостоять воздействию больших сил, и поэтому проектируется специальный каркас безопасности вокруг водителя и пассажира. Сама форма кабины делается такой, чтобы в случае возможной аварии рулевое колесо или колонка гасили часть энергии от удара и оставляли максимальное пространство для выживания человека, зажатого в кабине. Особым образом подбираются и материалы, чтобы в случае удара они минимально могли поранить водителя или пассажира.
2. Ремни безопасности. С 9 мая 2006 года все грузовики должны быть оснащены ими. Более того, при перевозе детей водитель обязан использовать специальные удерживающие устройства. Сюда же можно отнести и преднатяжители ремней безопасности – в случае аварии срабатывает пиропатрон, ремень подтягивается, и человек лучше удерживается ремнями на своем сиденье. Значит, риск получения травм от руля или панели приборов уменьшается.
3. Подушка. Если в грузовике предусмотрена конструкцией подушка безопасности, то риск черепно-мозговых травм падает в несколько раз. Подушка встраивается в рулевое колесо. Однако нельзя забывать, что подушка безопасности эффективна при одновременном использовании ремня безопасности. В противном случае она тоже может нанести тяжелые травмы.
4. Система против сна водителя – специальный прибор, который через громкоговоритель в потолочной полочке издает звуковые сигналы через разные интервалы времени, что позволяет удерживать внимание водителя и не дает заснуть за рулем.
5. Автоматическая система пожаротушения подает сигнал тревоги при появлении дыма или огня в кабине водителя. Удобна тем, что работает от отдельных батарей и не зависит от общего аккумулятора грузовика. Неудобна тем, что ее надо выключать, чтобы, например, покурить в кабине.
6. Адаптивный круиз-контроль. На грузовике ставятся специальные камеры, которые оценивают расстояние до препятствия. Скорость грузовика относительно движущегося впереди транспорта регулируется путем сокращения подачи топлива и использования тормоза. Также водитель может сам применить тормоз, если система не будет справляться сама и сообщит об этом подачей звукового сигнала.
7. Система стабилизации курсовой устойчивости (ESP). По аналогии с легковыми автомобилями, эти системы стали ставить и на грузовики. Помогает водителю, прежде всего, во время поворотов на большой скорости, экстренного торможения и избегания столкновений. Она может предотвратить заносы, в частности на влажной и скользкой дороге, позволяет достичь более четкого по сравнению с традиционными тормозными системами взаимодействия тормозов тягача и прицепа, сократить тормозной путь, повысить курсовую устойчивость и сцепление с дорожным покрытием шин всего автопоезда.
8. Система контроля движения по выбранному ряду - подает звуковой сигнал тревоги, если водитель пересекает линию разметки, не включив указатель поворота, что отслеживается специальными камерами, находящимися на грузовике.
9. Передние и задние противоподкатные брусья – это пассивная безопасность для окружающих. Брусья служат для того, чтобы обычная машина не смогла «заскочить» под грузовик, так как эти аварии представляют наибольшую угрозу для жизни людей, находящихся в легковом автомобиле.
Так образом, максимально сочетая эти системы безопасности, применяемые в грузовике, можно достичь хорошего результата в случае непредвиденной ситуации.
Наташа Олейник |