| Рынок коммерческого транспорта Российской Федерации характеризуется непрерывным ростом на протяжении ряда последних лет. По данным АСМ-холдинга за первое полугодие 2007 года рост составил 19.3%. В России было произведено 135 027 ед. грузовых автомобилей (для сравнения, 113163 – за тот же период 2006 г.), 39 600 ед. автобусов (37 461 – 2006 г.). По данным таможенного комитета за 5 мес. 2007 года в Россию было ввезено 11 251 ед. новых коммерческих автомобилей импортного производства (данные за 5 мес.) и 11 119 ед. автомобилей с пробегом (данные за 5 мес.). В целом объем рынка грузовых автомобилей РФ за первые 6 мес 2007 г. составил порядка 160 000 ед. Причем, если в предыдущие годы основной рост приходился на сегмент легких грузовиков и автобусов («Газели» и т.п.), то в этом году прослеживается тенденция опережающего роста именно сегмента тяжелых грузовиков. Например, за первое полугодие рост производства АО КАМАЗ составил 35.3%, АО АЗ УРАЛ – 66.3%. При этом на первое место выходит качество предлагаемых автомобилей, т.е. на рынке все менее востребованы автомобили архаичной конструкции, с низкими потребительскими свойствами, единственным преимуществом которых является низкая цена. В качестве подтверждения можно привести пример АО АМУР – общий рост производства (+3.8%) сопровождался резким снижением выпуска самой дешевой модели ЗИЛ-130 (-35%). По производителям итоги полугодия распределились следующим образом:Тенденции развития «грузового» рынка россии.Если внимательно присмотреться к тенденциям развития грузового рынка, то следует отметить, что основные из них аналогичны легковым с временной поправкой (отставанием 2-3 года):
- Во-первых, это касается размещения сборочных производств на территории РФ, а в последнее время и строительство полноценных автозаводов большинством ведущих мировых автопроизводителей. По такому же пути начали двигаться и производители грузовых автомобилей. В частности фирма Вольво анонсировала строительство завода по выпуску грузовых автомобилей в городе Калуге на котором будут выпускаться автомобили различных классов – от шасси легких серий, на базе которых будет налажен выпуск развозных фургонов различной грузоподъемности, до магистральных седельных тягачей. Причем декларируемый объем выпуска (порядка 45 000 ед. в год) сопоставим с объемом выпуска лидера отечественного автомобилестроения – Камазом. Учитывая вероятное снижение отпускных цен на продукцию, выпускаемую в России, этот объем вполне реален.
- Активная экспансия на Российский рынок автопроизводителей из Китая. Причем в этом случае есть одно существенное отличие от легкового рынка – для грузового автомобиля качество и безотказность работы значительно важнее, т.к. даже непродолжительные простои оборачиваются значительной упущенной выгодой. Поэтому успехом в долгосрочной перспективе в России будут пользоваться только те производители, которые смогут обеспечить высокое качество (сопоставимое с аналогичной Европейской продукцией) и полноценное гарантийное и сервисное обслуживание. Положительным примером может служить опыт продвижения марок CAMC, HIGER нашей компанией, в ходе которого основной упор был сделан не на низкую цену, а на высокие потребительские характеристики предлагаемых автомобилей.
- Снижение объемов поставок автотехники с пробегом и замещение этой автотехники новой, сопоставимой по своим потребительским характеристикам и цене. Эта тенденция стала отчетливо прослеживаться ввиду появления определенного дефицита на автотехнику с пробегом в Европе, что привело к резкому росту цен. Например, на сегодняшний день стоимость нового автомобиля ФОРД, самым существенным недостатком которого является то, что он пока недостаточно знаком потребителям, сопоставима со стоимостью 5-летнего аналогичного автомобиля марки Вольво или Скания.
- Дальнейшее развитие кредитования и лизинга. Бурное развитие кредитных и лизинговых схем является одним из факторов роста рынка коммерческого автотранспорта. А стабилизация экономической ситуации в России снижает опасения руководящего состава при использовании кредитных и лизинговых схем. Еще одним побочным эффектом развития рынка кредитования является «сдерживание экспансии» китайских производителей – особенностью большинства китайских автомобилей является резкое падение стоимости в процессе эксплуатации. К тому же вторичный рынок китайской автотехники еще не сформировался. Эти два фактора заставляют кредитующие организации относиться к кредитованию китайского коммерческого автотранспорта с осторожностью. При прочих равных, авансовый платеж при кредитовании китайских автомобилей будет выше, чем у отечественных или европейских машин.
- Развитие и строительство новых торговых комплексов, специализированных по маркам. Причем в последнее время требования к осуществлению реализации автомобилей на базе монобрендовых комплексов звучит и из уст отечественных производителей.
- Практически полное исчезновение нерыночных (бартерных) схем приобретения автотехники, что ведет к большей предсказуемости всего рынка в целом.
- Ну и, наконец, продолжающийся дефицит по отдельным позициям коммерческого автотранспорта, который позволяет поддерживать приемлемую рентабельность и облегчает выведение на рынок новых марок.
Анализ рынка сбыта ФОРД КАРГОНа сегодняшний день рынок сбыта грузовых автомобилей можно условно разделить на несколько основных сегментов:
- Продажа новых отечественных автомобилей;
- Продажа шасси заводам-изготовителям различных надстроек;
- Продажа новых импортных автомобилей (кроме произведенных в КНР)
- Продажа автомобилей из Китая;
- Продажа автомобилей с пробегом из Европы и Америки
Продукция компании ФОРД обладает всеми необходимыми характеристиками, позволяющими успешно конкурировать во всех вышеперечисленных сегментах, а именно:
- По своим потребительским характеристикам автомобили ФОРД КАРГО значительно превосходят отечественные аналоги:
- В первую очередь они более надежны. Это свойство автомобилей ФОРД в последнее время стало особенно важным, из-за того, что в грузоперевозках на первое место выходит требование точного соблюдения согласованного графика поставок продукции. К тому же расходы на непредвиденные ремонты у продукции ФОРД значительно ниже;
- ФОРД КАРГО более экономичны, что напрямую снижает стоимость перевозок и повышает конкурентоспособность транспортных организаций
- Эргономика и внешний вид автомобилей ФОРД КАРГО лучше, чем у отечественных аналогов, что положительным образом влияет на имидж эксплуатирующих предприятий.
Таким образом, соотношение цена-качество у автомобилей ФОРД КАРГО лучше чем у отечественных аналогов. Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что часть потребителей отечественных автомобилей в дальнейшем предпочтет продукцию ФОРД. Сдерживающим фактором здесь могут выступать технические проблемы (ограниченный выбор модификаций двигателей, высота седла на тягачах и т.п), которые представляются вполне разрешимыми и ограниченное распространение сети станций технического обслуживания в России.
- В сегменте продаж шасси у продукции ФОРД так же хорошие перспективы, т.к. качественные и доступные шасси значительно повышают конкурентоспособность конечного продукта. Об интересе со стороны производителей различных надстроек можно судить по тому, насколько оперативно происходит сертификация конечных изделий (фургонов, самосвалов, топливовозов и т.д.). Правда стоит отметить, что серьезным ограничением на сегодняшний день является большой срок поставки продукции ФОРД и не всегда пунктуальное соблюдение сроков поставки.
- При сравнении автомобилей ФОРД КАРГО с новыми европейскими аналогами обращает на себя внимание следующий факт: при сопоставимом уровне качества и потребительских характеристик, продукция ФОРД выигрывает по цене, т.е. соотношение цена-качество у Форда опять лучше. Еще одним положительным моментом является то, что у большинства европейских производителей квоты для России не удовлетворяют спрос, и в условиях дефицита часть потенциальных покупателей этого сегмента может предпочесть продукцию ФОРД из-за меньших сроков поставки.
- В конкурентной борьбе с продукцией из Китая у Форда также есть ряд преимуществ:
- Многие компании, которые покупали продукцию китайского автопрома только ориентируясь на низкую цены и внешнее сходство с европейскими аналогами столкнулись с низким качеством китайских автомобилей;
- Ситуация с доступностью запасных частей и распространенностью станций технического обслуживания у китайских автомобилей значительно хуже чем у ФОРД КАРГО;
- Для многих транспортных компаний при выборе техники важную роль играет имидж производителя, который у компании ФОРД значительно выше, чем у производителей из КНР
- Разница в цене при сопоставимой комплектации автомобилей ФОРД КАРГО и китайских аналогов не является непреодолимым препятствием при переговорах.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что ФОРД КАРГО может успешно конкурировать с продукцией китайского автопрома.
- При сравнении с аналогичными автомобилями с пробегом из Европы и Америки ФОРД КАРГО выигрывает благодаря гарантированному качеству, длительному сроку гарантии и сопоставимой цене. Правда следует отметить отсутствие в модификациях автомобилей ФОРД КАРГО мощного двигателя (более 400 л.с.), что иногда может служить негативным фактором (например, при эксплуатации тягача ФОРД с самосвальным полуприцепом), к тому же большая высота седла не позволяет эксплуатировать седельные тягачи ФОРД с современными европейскими полуприцепами (тентованными и рефрижераторами).
Таким образом, автомобили ФОРД КАРГО могут успешно конкурировать практически во всех сегментах грузового рынка при соблюдении следующих условий:
- — широкому распространению сети станций технического обслуживания;
- — расширению предлагаемого модельного ряда;
- — устранению ряда технических проблем;
- — активной рекламной политике по продвижению продукции ФОРД КАРГО на рынке РФ.
Наиль Мухаев,
заместитель директора по сбыту компании РусбизнесАвто
| | |