Большим городам нужны вместительные автобусы с низким уровнем пола, соблюдением современных норм токсичности и по приемлемой цене. Соотношение цена-эффективность наилучшее у 15-метровой машины. По европейским нормам, длина сочлененного автобуса не может быть больше 18 м, а его вместимость не намного больше, чем 15-метрового. Вдобавок сочлененный автобус намного дороже, в эксплуатации сложнее, в зимнее время и вовсе неудобен.
У низкопольных машин ведущие колеса только в прицепной секции, скользкие подъемы - слишком тяжелы. Автобус длиной 15 м- тоже с тремя осями, но загрузка средней ведущей не в пример лучше. Будучи ненамного дороже 12-метрового, он способен перевозить на 25-30% больше пассажиров.
Вопреки распространенному мнению, 15-метровые машины столь же маневренны, как 12-метровые: ведь колесная база между первой и второй осью одинакова! Колеса третьей, неведущей оси - поворотные, с активным управлением немецкой фирмы ZF. Производство автобусов «Волжанин» растет: в 2005 году сделали 240, в 2006-м - 320 городских и междугородных машин. В 2007 году выпустят более 500, большая часть которых - городские.
Собственно, 15-метровые «горожане» из Волжского уже не новость - трехосный «Волжанин-6270» на шасси «Скания» начали выпускать еще три года назад. Автобусы серии «СитиРитм» построены на собственном шасси - так значительно дешевле и больше возможностей для различных комплектаций. В задней части - проверенный временем рядный 6-цилиндровый «Дойц».
В зависимости от исполнения он соответствует нормам Евро III или Евро IV. Последний, разумеется, дороже. Передний мост и рулевое управление - фирмы ZF, ведущий средний и поворотный задний мосты - тоже. А конструкция кузова заметно изменилась.
КОЛИЧЕСТВО, КАЧЕСТВО, ЦЕНА
Производителей автобусов в мире - сотни, большая часть широкой публике неизвестна. Ведь для изготовления нужен всего лишь стапель, сварщик и пара помощников.
За неделю они запросто смастерят автобус, причем вполне приличный, если конструкция грамотно срисована с удачного аналога. Останется смонтировать агрегаты, привернуть саморезами пол из водостойкой фанеры, обить салон тем, что нашлось под рукой, привернуть сиденья и вставить стекла - их тоже придется закупить на стороне.
Не слишком изящно, но подобная продукция находит спрос благодаря отличной ремонтопригодности. Однако кустарное по сути производство крайне трудоемко и может быть выгодным только при очень низкой стоимости труда. «Волжанин» уже шагнул от постовой сборки к линейной; настала очередь новых технологий для кузова.
Стальной каркас с последующей обтяжкой листом уступил место пространственной конструкции из алюминиевого профиля и алюминиевым же наружным панелям.