Борисполъский автобусный завод, который в этом году отметил своё пятилетие, с прошлого года вышел в лидеры украинского автобусостроения, опережая примерно на10 % по выпуску машин ОАО "Черкасский автобус". Тогда же на ЗАО "БАЗ", расположенном в пгт Пролиски Бориспольского района Киевской области, была проведена и сертификация системы качества производства в соответствии со стандартом ISO-9001:2000.
Сегодня более 30 % рынка новых автобусов Украины составляет продукция ЗАО "БАЗ", основная часть которой монтируется на шасси производства корпорации "Tata Motors".
Однако в страну начали поступать и автобусные шасси корпорации "FAW": 51 комплект уже находится на сборочных линиях г. Чернигова и пгт Пролиски, ещё 100 шасси скоро поступят туда. Причём это из 650 комплектов, заказанных до конца года.
В ответ основной конкурент БАЗа -ОАО "Черкасский автобус"* - намерен полностью заменить на сборочных линиях свою основную модель А92 Isuzu (27 посадочных мест; 38,7 тыс. долларов) на менее дорогостоящую и трудоза- тратную А401. Годовой выпуск этих машин должен в самое ближайшее время достичь примерно 1 тыс. машин.
В этой модели с 30 посадочными местами не будет пневмоподвески, останутся только рессоры, а готовая рама станет поступать из-за рубежа, скорее всего от турецкого предприятия Isuzu. В результате будет уменьшена численность персонала черкасского завода. БАЗ, производственные площади которого занимают 5 тыс. м2, силами 850 работников выпускает и тут же через торговый дом продаёт в месяц порядка 1 20 автобусов более двух десятков моделей и модификаций.
Они соответствуют европей-ским экологическим требованиям Евро-2. Темпы их производства постоянно растут. А к моменту принятия Украиной нормативов Евро-3 (ориентировочно к 1 июля 2008 г.) вместо "индо-мерседесовских" двигателей, которые вместе с первыми собранными в Пролисках автобусами успели пройти по украинским дорогам без капремонта более 1,4 млн км, в комплектацию шасси войдут моторы Deutz.
Кстати, к тому времени конструкторы обещают провести и рестайлинг кузовов за счёт замены формообразующих деталей из стеклопластика. По состоянию на 3 1 мая текущего года на заводе со дня его официальной регистрации в 2002 г. было выпущено 3802 автобуса.
Надо заметить, что нынешние производственные мощности позволяют собирать более 1500 машин в год. Более того, на предприятии строятся новые цеха, что позволит вдвое увеличить объёмы выпускаемой продукции. И, несмотря на большой спрос на внутреннем рынке, а также цену (30 - 38,5 тыс. долларов), которая выше, чем на аналогичный по вместимости автобус ПАЗ, Бо-риспольский автобусный завод приступил к экспорту своих машин.
Им уже получен сертификат соответствия Российской Федерации, открывающий семи- и восьмиметровым "Эталонам" дорогу на ёмкий российский рынок. В то же время экспортная программа предприятия включает и другие страны-импортёры: более пятидесяти БАЗов уже нашли своих владельцев как в России, так и в Молдове, Казахстане и Азербайджане. Недавно в конструкторском бюро завода на шасси китайской корпорации "FAW" было разработано новое семейство автобусов среднего класса БАЗ А148 (1 80 л. с.) длиной 10,5 м.
В новый модельный ряд входят городской, пригородный и междугородный автобусы, которые успешно прошли испытания. Летом будет решён вопрос о налаживании сборки 1 2-метровых автобусов Tata, которые нынче производятся в Испании. А первый междугородный БАЗ А148 был передан после празднования пятилетия давнему партнёру Борисполь-ского автозавода - крымскому перевозчику Игорю Клейнеру.
Заметим, что на малотоннажные китайские шасси с дизельными моторами в Чернигове ("Черниговавтодеталь" входит в корпорацию "Эталон") начали устанавливать шестиметровые автобусы А074, которые со временем вытеснят со сборочных линий бензиновые "Дельфины" БАЗ 2215 на шасси "Газелей". (Хотя "Дельфины" позиционируются производителями как транспортные средства, благодаря покупке которых можно отказаться от грузовых цельнометаллических фургонов - с вырезанными для окон проёмами, приспособленных для перевозки многострадальных пассажиров.)
Ведь эксплуатация "Дельфинов" - этих не очень устойчивых на крутых поворотах автобусов с бензиновыми двигателями -является, в конечном счёте, неэкономичной. Такие агрегаты российского производства требуют слишком частых капитальных ремонтов. А сборка этих машин на одном из российских предприятий (скажем, в Тюмени), подавшем заявки на сей счёт, не несёт корпорации "Эталон" ощутимых дополнительных преимуществ.
Вместе с тем цена дизельных моторов Iveco, Deutz или Andoria не может быть равной половине стоимости всего автобуса. Как бы долго и успешно ни эксплуати ровалось транспортное средство, конку рентная борьба на рынке заставляет ав- тобусостроителей вновь и вновь возвра щаться к проблеме качества своей про дукции.
Сегодня на повестке дня - послепродажное сопровождение автобу сов отделом сервиса и гарантии БАЗа, прямой диалог на периодически прово димых совещаниях с представителями эксплуатирующих автобусы "Эталон" ор ганизаций, сбор и анализ статистики вы хода из строя конкретных узлов, агрега тов, деталей и систем в бюро надёжнос ти отдела.
После выявления самых час тых на сегодняшний день неисправностей вносятся изменения в документацию и технологические процессы, дабы полно стью исключить вероятность таких нега тивных случаев.