Один из принципов японской производственной системы, внедряемой сегодня «Группой ГАЗ» и на автозаводе в Миассе, гласит - «Путь улучшений бесконечен». Первый неполнопривод-ный миасский самосвал Урал-63685 призван подтвердить этот постулат. Когда в ноябре 2005 года сошла с конвейера опытная партия грузовиков «Урал» дорожной гаммы, как было объявлено, что их эксплуатация будет контролироваться специалистами автозавода. Заявления не разошлись с делом.
Теперь в Челябинске и области, на стройках и карьерах Урал-63685 стал не менее привычен, чем самосвалы других российских и зарубежных марок. Это позволило заводским инженерам соб- 86 РЕЙС ОКТЯБРЬ 2007 рать обширную информацию об автомобилях и применить ее для доработки конструкции. У самосвалов несколько изменился экстерьер, и в первую очередь это видно по бамперу. Его форма стала более функциональной и при этом симпатичной. Теперь он - цельный, а не состоящий из двух частей.
Прежде при установке стеклопластиковых бампера, ступеней и крыльев кабины приходилось мучиться - подгонять друг к другу, и все равно порой между деталями можно было палец просунуть. Сейчас зазоры уменьшились. Фары более гармонично интегрированы в бампер и приобрели защитную решетку.
Оригинальные указатели поворотов по просьбам транспортников замени- ли на более привычные, от миасских внедорожников МАЗов и КамАЗов. Их проще найти в продаже. Теперь иная форма у крыльев кабины и брызговиков передних колес. Для того чтобы подняться в кабину, теперь вовсе не обязательно смолоду заниматься пожарным многоборьем. Раскритикованная журналом «Рейс» лестница оснащена отныне тремя ступеньками. Нижняя - подвесная, гибкая, обломить ее в карьере или на стройке невозможно.
Появилась бюджетная ерсия самосвала, рассчитанная на менее избалованного опционом потребителя. В частности, импортный отопитель-подогреватель заменили на российский, оптимизировали системы выпуска газов и питания двигателя воздухом. Кабина у «бюджетника» короткая, хотя северяне предпочитают брать автомобиль только со спальным местом. Облицовка радиатора в угоду технологичности потеряла оригинальность.
Теперь она стальная, штампованная, в В прежнем варианте указатель поворотов был в дефиците Старое крепление чрезмерно нагружало болты при разгрузке точности такая же, какая устанавливается на серийные «Уралы» с колесной формулой 8x8. Приподнимаешь ее, и становится понятно, почему у миас-ских конструкторов исчез еще один повод для икоты. Они нашли там удобное место для маслозаливной горловины, а ведь раньше пришлось бы опрокидывать кабину, чтобы до нее добраться...
Чтобы открыть крышку аккумуляторных батарей, теперь не требуется снимать боковую защиту. На сегодняшних самосвалах крышка пластиковая, не боящаяся паров электролита и с резиновыми фиксаторами. На связке ресиверов теперь не скапливается карьерный грунт, для устранения этого увеличили зазоры между баллонами.
Изменилась конструкция крепления противооткатных упоров. Стальные пружины заменили резиновыми хомутами и тем улучшили фиксацию упора в кронштейне. Проще и удобней стала конструкция держателя запасного колеса после того, как откидной кронштейн поменяли на поворотный. А такое «стремя» незаменимо на карьерных самосвалах Изменена фиксация стопорного пальца поворотного заднего противо-подкатного бруса. На смену шплинту со сжиманием-разжиманием усиков пришла «английская булавка».
На самосвалах первой серии лопалась по сварке балка дополнительной опоры силового агрегата. Дефект ушел в прошлое после того, как ее сделали цельноштампованной. От импортных пластиковых трубопроводов механизма опрокидывания кабины пришлось отказаться. Они лопались на морозе, рвались и текли, теперь импорт заменили на отечественные медные трубки и шланги.
В системе предпускового подогрева вместо двух топливных баков теперь один. И расположился в более доступном для обслуживания месте: стоит откинуть кабину, и он полностью перед взором водителя. Изменения коснулись не только автомобиля, но и самосвальной платформы, которая изготавливается тоже в Миассе, на предприятии «Уралпромтехника». Причем это заключается не только в улучшенном лакокрасочном покрытии платформы за счет применения импортных материалов.
Изменилась схема крепления надрам-ника к раме, для уменьшения изгибающего момента при разгрузке самосвала применены подпружиненные болты. Появился новый замедлитель, сокративший по просьбам эксплуатационников время подъема-опускания платформы, изменен шарнирный узел. При этом применен электрический ограничитель угла подъема платформы взамен гидравлического, что позволило обеспечить остановку платформы без рывков. Введены дополнительные страховочные тросы, ограничивающие угол подъема платформы и предотвращающие ее неконтролируемый сброс.
Импортный фильтр в гидросистеме лучше справляется с очисткой масла. Полностью переработана конструкция фиксаторов заднего борта, раньше они и замерзали, и покрывались грязью. Теперь они - открытого типа и потому самоочищаются. Кроме гидроцилиндров орско-го производства, которым в номере «Рейса» также досталась порция критики, теперь возможна установка нефтекамских, применяемых на самосвалах «КамАЗ», а в перспективе - использование импортной гидравлики.
На самосвалах Урал-63685 применены маслобаки новой конструкции, при использовании которых традиционный щуп превратится в архаизм. Уровень масла можно будет определить визуально: через стекло и при помощи шкалы указателя. А на сливном и напорном фильтрах появятся индикаторы засоренности. С точки зрения эксплуатации главным достижением стало то, что совместились сроки технического обслуживания платформы и шасси. И в самом руководстве по эксплуатации существенно прибавилось конкретики: начиная с электрической схемы и заканчивая обозначением точек смазки.
В ближайшей перспективе планируется ввести в конструкторскую документацию самосвала передние обтекатели, которые будут устанавливаться по требованию потребителей. Среди других новшеств - применение «мягкого» рулевого колеса. Разработана конструкторская документация на трехосный неполно-приводный самосвал, оснащенный более мощным "силовым агрегатом - ЯМЗ-7511 мощностью 400 л. с.
Такой грузовик может эксплуатироваться в составе автопоезда полной массой до 53,5 тонн. Любопытно, что в качестве рекомендованного значится полуприцеп ближайшего конкурента - МАЗ-8561-02. Это сделает конкуренцию еще острее, но в выигрыше, несомненно, останется перевозчик.
Дмитрий Федечкин,
начальник пресс-службы автомобильного завода «Урал»