Вход в систему…

Регистрация
Главная  →  Статьи

Китайский синдром

Три года назад китайский гру­зовик или автобус восприни­мался как нечто экзотическое. Ныне их можно встретить по всей России: в Калининграде начали сборку грузовиков YUEJIN. Первое время в России к машинам из Поднебесной относились с опас­кой - жив в нашем народе синдром китайских пуховиков, но потом дело пошло на поправку.

В первую очередь наши перевозчики оценили простые и экономичные дизельные двигатели с ТНВД, устанавливаемые практически на всю гамму этих коммерческих ав­томобилей. Прожорливые бензиновые отечественные моторы резко умень­шают доход от перевозок, а европей­ские дизели уже давно оснащаются электронно-управляемой топливной аппаратурой. Обслуживать ее можно только в дорогих специализирован­ных сервисных центрах.

Дизели китайского производства пришли к северному соседу, бук­вально балансируя на грани наших государственных требований о соб­людении норм Евро-2 и желанием транспортников иметь простые в эксплуатации моторы. Разобраться в родословной дизелей из КНР не­просто. Только Cummins, построив­ший там в середине 90-х свои заводы, подтверждает их полное соответствие моторам, собранным в Европе или обеих Америках.

Двигатели, сделан­ные по лицензии Nissan и Mitsubishi, но в Китае, могут поставить в тупик российских сервисменов этих ува­жаемых японских корпораций. Ка­кой-нибудь толкатель клапана при общей схожести будет отличаться от made in Japan на полмиллиметра в диаметре. Хотя в своей основе это действительно японские моторы, но только снятые с конвейера на острове лет десять - пятнадцать назад. Могут быть оригинальными по конструкции и технологиям лицензионные дизели Stey r - известной австрийской фирмы.

Двигатели Yuchai («Ючай»), говорят, очень похожи на какие-то фордовс-кие, но китайцы утверждают, что это местная разработка. В соответствие китайских дизелей нормам Евро-2 веришь быстрее, чем это происходит с отечественными ЯМЗ и КамАЗ.

По оценке специалис­тов, работающих с китайскими фир­мами-производителями грузовиков и автобусов, введение в России норм Евро-3 не застанет их врасплох. Ки­тайской бытовой и более серьезной электроникой заполонен весь мир, и для них сделать электронно-управля­емые топливные системы - не велика проблема. А со временем благодаря AdBlue осилят и Евро-4, и Евро-5. Не менее творчески, чем к двигате­лям, китайцы подходят к агрегатам и узлам трансмиссии, тормозной сис- теме, электрооборудованию.

На что-то есть лицензии от таких именитых фирм как ZF, Eaton, Bosch, Wabco, Haldex, Telma, а что-то выпускают «собственной» разработки. Причем на всех предприятиях, изготовляю­щих комплектующие, производство сертифицировано по международным стандартам ISO. Объемы выпускаемой продукции на них впечатляют - по 100 200 тысяч двигателей и коробок в год не проблема. И все это легко расхо­ дится по сборочным автозаводам.

Отдельный разговор о дизайне ка­бин. На маленьких грузовиках четко прослеживаются японские корни, на больших - другое дело. Никакими измененными облицовками, бампе­рами, светотехникой и эмблемами с резвящимися дельфинами (или это что-то другое?) не спрятать родовых признаков кабин Mercedes SK или MAN F2000. Однако «кабины похожи на Volvo» - звучит скорее как похвала. Наши заводы рады бы пристроить к своим грузовикам импортные кабины, облегчить участь водителя или ради повышения надежности увели­чить долю заморских комплектую­щих, но пока не очень-то ладится.

А вот китайцы - смогли. С автобусами ситуация несколь­ко иная. Аналоги «Газели» в Россию везти бесполезно, а вот те, что чуть большей вместимости, на 20 - 25 по- садочных мест, естественно, оказались очень востребованы перевозчиками. В секторе маршруток главная угроза отечественному автопрому - не евро­пейские микроавтобусы, а китайские. Городские 9-12-метровые автобусы тоже не застаиваются на площадках дилеров. Покупка в конце 2005 года питерским «Третьим парком» 75 го­родских автобусов Golden Dragon удивила многих эксплуатационников. Но через полгода питерцы купили еще 100 больших «драконов», а затем при­обрели еще двести штук меньшего размера.

Сейчас продажи «китайцев» в круп­ные города масштабнее: «Питерская транспортная компания» приобрела сразу 500 автобусов Yutong (Ютонг), в Казани будут работать еще 400. А по несколько автобусов - на пробу - на­чали покупать уже и в райцентрах. Однако среди больших городских ав­тобусов сильны позиции ЛиАЗа и не похоже, что «Русские автобусы» сми­рятся с экспансией «китайцев». В сложную ситуацию теперь попал КамАЗ. Меньше года прошло, как в России ввели новые таможенные пра­вила ввоза подержанных грузовиков, пролоббированные Челнами.

Послед­нее время именно «секонд-хэнд» с За­пада и Америки беспокоил топ-менед­жеров КамАЗа, однако теперь придется вести войну с новыми грузовиками, причем на два фронта. С одной сторо­ны, жмет Запад - в Калуге начинается строительство завода по производству грузовиков Volvo и Renault - 15 тысяч в год.

С другой стороны - ручеек боль­шегрузных самосвалов с Востока быс­тро превращается в поток. Остаться на плаву отечественным грузовым и автобусным заводам наверняка станет помогать наше правительство. Введут более высокие требования к локализа­ции производства по отношению к за­падным отверточным производствам, а «китайцам» ужесточат прохождение сертификации.

Наверняка продажи китайских грузовиков и автобусов шли бы еще лучше, если бы пропорционально увеличивалась и сервисная сеть. Ко­нечно, машины достаточно просты по конструкции, их вполне можно обслуживать и ремонтировать в АТП с нормально налаженной технической службой - были бы запчасти. По цене они дороже отечественных, но значи- тельно дешевле, чем к западным ино­маркам.

Вопрос в том, что их может не оказаться в наличии, придется ждать. Однако нет своего центрального скла­да в России не только у разномастных китайских производителей, но и у ев­ропейских DAF и Renault. Улучшить ситуацию со снабжением запчастями и сервисной сетью могло бы объеди­нение российских дилеров китайской коммерческой техники. Время для этого уже пришло.

Николай Мордовцев
Фото Алексея Панферова

Комментарии

Имя и фамилия
Эл. почта
Комментарий

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Подождите пожалуйста,
идет поиск.