Пи постоянных перевозках больших объемов грузов малой плотности возникает необходимость увеличить вместимость транспортного средства. Полностью груженный керамзитом 20-кубовый самосвал использует лишь на 30 процентов грузоподъемность автомобиля, остальное - воздух. При этом увеличивается удельный расход топлива на выполнение транспортной работы, теряется время, для оптимизации такого рода перевозок нужен транспорт повышенной вместимости. Самосвалы или самосвальные полуприцепы больших объемов не очень удобны, если разгрузка ведется в помещении. Нужны высоченные потолки, идеально ровная площадка, а водители таких «монстров» должны обладать немалым опытом.
Однако не все измеряется самосвалами. Грузы, упакованные на паллетах сподручнее возить на тентованных полуприцепах. Внутрь фуры, поддоны с грузом загружают тяжеленные погрузчики, которые способны если не не сразу проломить пол полуприцепа, то сильно уменьшить его срок службы. Разом решить все эти проблемы можно, применив полуприцеп со сдвижными полами, такие сейчас начал изготавливать завод «Тонар». Впервые с принципиальным устройством подобных полуприцепов американского производства Юрию Вайнштейну, техническому директору завода «Тонар», удалось познакомиться в 1997 году, в Финляндии.
Такая конструкция пола существенно уменьшает время погрузки и разгрузки паллет, без заезда погрузчика внутрь фуры. При перевозке сыпучего груза сдвижной пол сгружает его без опрокидывания кузова, что очень удобно в закрытых помещениях с ограничениями по высоте. Но в конце 90-х наладить производство подобного полуприцепа «Тонару» оказалось не по силам, вернуться к интересной конструкции помогло сотрудничество с голландскими фирмами. На выставке IAA-2006 в Ганновере были представлены полуприцепы со сдвижными полами разных производителей, но по результатам переговоров был на пробу закуплен подвижной пол у голландской компании «SPIRO FLOOR».
Инженеры «Тонара» уже к февралю 2007 года разработали шасси полуприцепа «Тонар-97461» с объемом кузова 86 кубов, а в марте он уже был полностью готов. Поначалу одолевали сомнения в перспективности дорогого, со множеством импортных комплектующих полуприцепа, кроме того, в России ничего подобного еще не делали. Однако ожидания пессимистов не оправдались, полуприцеп, еще в самой первой модификации, успешно справился с перевозкой щепы из Владимира. Хотя определенные недостатки проявились: у полов «SPIRO FLOOR» два гидроцилиндра управления и потому очень широкие алюминиевые «доски» пола, при установке на них легких паллет, вместо погрузки или разгрузки, по мере движения «досок» их поворачивало в разные стороны.
Нашлась другая голландская компания - «CARGO FLOOR», которая справилась с этой проблемой, там гидравлику дополнили еще одним гидроцилиндром, теперь их три, что позволило уменьшить ширину «досок» пола. Теперь полуприцепы «Тонар» со сдвижными полами оснащаются комплектующими «CARGO FLOOR». Гидросистема у тягача, работающего с таким полуприцепом, по конструкции и схеме сильно отличается от самосвальной. Силовые цилиндры полуприцепа расположены под кузовом горизонтально, оснащены двумя гидролиниями - напорной и сливной, а для того, чтобы сделать поршни в них минимального диаметра, давление в системе достигает 250 атмосфер.
Под алюминиевые доски полуприцепа устанавливаются пластиковые опоры, которые также поставляет фирма-производитель полон. У «SPIRO FLOOR» под полом прокладывали сплошную пластиковую летнту вовсю длину «доски», которую крепили к основанию большим количеством болтов.
Внешняя простота болтового крепления, поначалу не вызвала никаких опасений, но их количество было огромно, и на закручивание тратилась уйма времени. В отличие от земляков-конкурентов, фирма «CARGO FLOOR» вместо болтов применила пластиковые опоры, защелкивающиеся на стальной прямоугольной балке. Труба квадратного сечения со стороной в 25 мм и толщиной 2 мм является продольной составляющей основания пола. Пластиковые опоры устанавливают с переменным шагом, в задней части расстояние между ними около 300 мм, ближе к середине их размещают с более редким шагом - до 400 мм.
Никакой смазки в сопряжениях не требуется, ведь пара пластик-алюминий работает, как готовый подшипник скольжения. Алюминиевая «доска» имеет пазы, которыми она фиксируется на опорах. Три гидроцилиндра в управлении более практичны, вся конструкция пола разделена на три части, на каждый цилиндр установлена балка, а к ней прикреплены алюминиевые «доски» пола. В каждой секции пола по семь штук «досок», и расположены они через две. Соответственно, весь пол состоит из 21 алюминиевой доски.
Принцип погрузки и разгрузки основан на разности сил трения, ведь у четырнадцати досок и груза сила сцепления будет больше, чем у семи. Например, при загрузке все «доски» с грузом подвинутся в одном направлении - вперед, а в обратном направлении доски будут уходить поочередно по семь штук, сначала один цилиндр сдвигает свою балку с семью «досками», затем второй цилиндр отодвигает еще семь «досок», и последней «семеркой» управляет третий. После того, как все «доски» заняли одно положение, они одновременно еще подвинут груз в нужном направлении.
Компания «CARGO FLOOR» выпускает полы с разной грузоподъемностью: на 10, 20 и 40 тонн, в Россию на завод «Тонар» поставляют в самом рочном исполнении. Полуприцепу такая грузоподъемность не нужна, но запас прочности не помешает. Передняя перегородка полуприцепа подвешена к боковым бортам на направляющих роликах, перед загрузкой ее отодвигают в переднюю часть полуприцепа. У этой перегородки в нижней части есть особый полутораметровый «коврик», в момент загрузки его придавливает груз. При разгрузке груз, лежа на подвижном полу, тянет перегородку за «коврик».
Если груз сыпучий, она позволит максимально чисто разгрузить полуприцеп, так как будет двигаться вместе с грузом к заднему борту. Водителю после разгрузки необходимо лишь вернуть ее в исходное состояние, отодвинув к переднему борту полуприцепа. С такими полами разгрузить 80-кубовый кузов полуприцепа, заполненный щепой массой около 24 тонн, удается всего за 7 минут. При этом сгружать можно дозировано, даже небольшими порциями, что на самосвале сделать практически невозможно.
Шасси полуприцепа со сдвижными полами схоже с шасси обычного тентованного полуприцепа. Лонжероны рамы двутаврового сечения с высотой 300 мм, шириной полки 140 мм и толщиной 12 мм. Ребро двутавра имеет толщину пять миллиметров.
Борта полуприцепа изготавливаются из алюминиевого трапециидального профиля толщиной 2 мм, чтобы усилить их, в нижней и верхней части установлены стальные трубы квадратного сечения, шириной около 100 мм и толщиной стенки 4 миллиметра. Внутри борта кузова обшиты ламинированной фанерой, ее гладкая часть, пригодилась для лучшего скольжения груза.
Сверху груз укрыт тентом с поперечной намоткой, в сравнении с продольной она удобнее, более безопасна и в работе требует меньше времени. Для пользования намоткой тента передняя стенка полуприцепа оборудована удобной площадкой - балконом.
Олег Прохоров
Фото Алексея Панферова