К китайской продукции вообще и автомобильной в частности мы все еще относимся с высокомерным пренебрежением дескать, по цене и качество. Тому есть объяснение: не надеясь продать более добротную, но и дорогую продукцию «made in China», к нам везут по большей части именно низкосортную дешевку.
Но Китай - это не только кустарные мастерские, джинсы по тридцать юаней и реликтовая техника, здесь построены заводы известных мировых производителей, витрины магазинов привлекают новейшей электроникой на любой вкус и кошелек, а на улицах, рядом с велосипедами - вполне современные машины, выпущенные здесь же. Ведь пошлины на импорт автомобилей достигают ста процентов и посильны только покупателям представительских «мерседесов» и БМВ.
Учитывая феноменальные трудолюбие и дисциплинированность китайцев, их желание учиться и способность как губка впитывать все новое, «прививка» современных технологий и менеджмента позволила значительно поднять уровень промышленности в целом.
Сегодня не только иностранные или совместные предприятия, но и многие китайские заводы предлагают вполне конкурентоспособную продукцию без скидок на происхождение. К числу таких» водов относится и САМС China Automobile Maanste Company.
Город Мааньшань располои на юго-востоке страны почтив самом устье реки Янцзы и похож на комсомольские строжи нашего недавнего прошлого. Образовался в 1956 году вместе с крупнейшим металлургическим комбинатом, а сегодня тут живет уже 1,3 млн. человек. Был здесь и маленький механический завод, который в 80-х годах под маркой САМС начал делать цементовозы, бетонные насосы и миксеры на шасси «Вольво», «Скания», «Исудзу», «Мицубиси».
Со временем компания выросла в крупнейшего китайского производителя подобной техники. В 2003 году, когда объем выпуска достиг 3000машин, она заключила десятилетнее лицензионное соглашение с «Мицубиси». А через год закончили строительство нового завода на 30 тыс. тяжелых машин в год. Оборудование вполне современное - японские прессы, французский окрасочный комплекс.
Полный цикл производства включает штамповку рам, изготовление (с катафорезным грунтованием) бескапотной кабины, ведущей свою родословную от «Мицубиси-Фусо Супер Грейт». Кабины только средней длины имеют стальную низкую или высокую пластиковую крышу и, соответственно, одно или два нешироких спальных места у задней стенки.
Недавно появилась обновленная кабина с измененным оперением - облицовкой радиатора она напоминает «Сканию».Среди силовых агрегатов лишь 15% чистого импорта, остальныет китайского производства «камминсы», «катерпиллеры», «», «хино».«дойцы» мощностью 300-420 л.с.
Кстати, здешние экологические нормы полностью совпадают с российскими сейчас действуют Евро II, а с 1 января 2008 г. вступают в силу Евро III. Коробки передач тоже лицензионные «Итон» или ZF с 8, 9, 15 и 16 ступенями. Ведущие мосты «Навеко», FAW, «Мицубиси», «Исудзу», особо почитаемы прочные «Штайр», допускающие эксплуатацию с перегрузом.
Есть и мосты САМС собственного производства, кроме того, здесь делают передние оси. Практически все остальные агрегаты тоже лицензионные тормоза «Вабко», рулевое управление ZF, «Хитачи», подогреватели «Вебасто». Сегодня на САМСе собирают двух-, трех- и четырехосные шасси (говорят, разрабатывают и пятиосные!) двадцати типов полной массой 15-40 т.
На только что сошедшей с конвейера машине удалось даже прохватить по заводскому двору - нормальная техника, удобная, с хорошей эргономикой, внятным управлением и мощным мотором.
Вот только коробка нечеткая - заднюю передачу удалось включить лишь с пятой попытки. Здесь же на шасси устанав ливают разнообразные строительные надстройки, самосвальные кузова, бетонные насосы с высотой подачи до 52 м, громадные 12-кубовые миксеры и 30-кубовые цементовозы.
Строительным машинам приходится работать с грузами высокой плотности, так что перегруз для них почти норма. учитывая еще и плохие дороги на стройплощадках, в такие машины закладывают повышенный запас прочности - у всех САМСов в раме использованы двойные лонжероны.
Для стрел бетононасосов и других высоконагруженных узлов используют высококачественную шведскую сталь «Велдокс-900». Политика предприятия достаточно гибкая, оно продает шасси сторонним компаниям для дооборудования, ставит свои надстройки на «чужие» автомобили, причем даже на «бэушные». И без лишней скромности называет себя самым передовым грузовым производством в Китае.
Надо полагать, с ней согласны покупатели, поскольку готовы платить за машины САМС дороже, чем за конкурентов. При этом, пожалуй, завод - самый молодой в Китае: ему лишь три года, а средний возраст сотрудников всего 22!
Темпы роста впечатляют: в прошлом году выпущено 6 тыс. машин, в нынешнем сделают уже 13-15 тыс., а в следующем хотят выйти на проектные 30 тысяч. Тогда же в городе Кенджин неподалеку от Пекина должен вступить в строй второй завод САМС на 20 тысяч машин, ориентированный на рынки северных стран.
Строительный бум в Китае создал емкий внутренний рынок техники - казалось бы, живи и радуйся, однако САМС настойчиво осваивает и рынки внешние. Первым из китайских грузовых автопроизводителей компания отважилась принять участие в Ганноверском автосалоне, в числе первых получила экспортную лицензию — в Китае внешнеэкономическая деятельность контролируется государством.
Планы грандиозные - через три года сравняться по качеству с европейскими грандами! А рпока основные усилия состредоточены на рынках «третьих стран» в Северной Африке, Южной Америке, на Ближнем Востоке; среди покупателей - Вьетнам, Казахстан, Украина.
Важнейший экспортный рынок - Россия, куда в нынеш-нем году отправят тысячи машин, а в следующем планируют в 2-3 раза больше. Интересы САМС представляет группа компаний «Русбизнесавто», которая будет импортировать шесть моделей: самосвал, двух- и трехосные седельные тягачи, бортовой автомобиль, топливозаправщик и миксер. Интересно, что сертификаты оформлены не на ограниченную партию, как часто делают фирмы-однодневки, а трехлетние, без ограничения количества - значит, сотрудничество планируется долгое и плодотворное.
О том же говорят и 17 сервисных центров, уже готовых обслужить в России автомобили САМС. Отличия российских вер-сий невелики и обусловлены в основном холодным климатом: самосвальный кузов обогревается выхлопными газами (САМС - первый и пока единственный завод в Китае, который делает такой обогрев), установлен подогрев элементов топливной системы, более мощные аккумуляторы, морозостойкая резина. Цена трехосного самосвала в России 2 млн. рублей.
Любопытный факт: 10 тыс. км до Москвы по дорогам Китая, Монголии и Сибири машины преодолевают своим ходом! И, говорят, не ломаются разбитые стекла и фары, проколотые колеса нее счет. Первое после обкатки обслуживание положено через 5 тыс. км его делают на середине пути - в Новосибирске или Челябинске. Пробег между плановыми ТО невелик, всего 8-10 тыс. км. Это одно из немногих слабых мест САМСов 1 европейцы ходят в несколько раз больше.
Гарантия один год или 50 тыс. км. Планы автомобильной компании из Мааньшаня идут еще дальше - как только поставки в Россию достигнут 3 тыс. машин в год, планируется организовать здесь сборочное производство. Не исключено, что к тому времени поспеет совершенно новая модель грузовика. Ее разрабатывают с участием Италии и Франции на уровне требований Евро IV. Она должна пойти в серию через пару лет и первое время будет выпускаться параллельно со старой.
Юрий Нечетов, фото автора