| Несмотря на то, что более трети россиян считают, что наша страна должна стать членом Европейского Союза, стремление политиков к подобному углублению экономических и торговых связей остается безответным. А ведь тема эта актуальна хотя бы по той причине, что Европейский Союз является крупнейшим торговым партнером России, потребляя до 39% ее экспорта и обеспечивая почти 40% ее импорта.
К сожалению, основным препятствием к интеграции является то, что Россия слишком медленно создает условия, делающие ее внешнюю торговлю полностью совместимой с принципами ЕС. Кстати, по мнению скептиков, этот процесс может затянуться минимум на полвека. Наиболее важным моментом, мешающем вступлению России в Евросоюз, является существенное несоответствие нашего таможенного законодательства тому, что принято в цивилизованных странах. При этом следует учесть, что речь идет о вступлении в самый высокоразвитый таможенный союз, который когда-либо был известен в мировой истории.
Таможенное право ЕС регламентирует все базовые нормы и принципы, направленные на урегулирование взаимоотношений государств-членов внутри таможенного союза. Сюда входят нормы таможенных пошлин, различные количественные ограничения, ликвидация пограничных и технических барьеров, создающих помехи для свободного перемещения товаров, а также разработаны единые принципы косвенного налогообложения, целью которых является исключение дискриминации некоторых товаров. Фактически развитие таможенного союза привело к выработке эффективной системы правового регулирования как внутреннего, так и внешнего товарооборота.
Россия, с ее странными законами и малопонятными ограничениями, в эту схему явно не вписывается, более того, менять сложившийся порядок не спешит. А ведь по существующему положению унифицированное таможенное право ЕС как раз и создавалось для того, чтобы полностью заменить национальные нормы государств-членов в области таможенного регулирования. Такая мера, в какой-то степени, является вынужденной. Ведь формальное сочетание международных и национальных средств правового регулирования не обеспечивает эффективной реализации целей таможенного союза и возможности перехода к полной экономической интеграции.
В общем, Россия и на этот раз идет своим путем, однако хотим мы того или нет, адаптироваться к требованиям ЕС нам приходится – ведь торговля, а, следовательно, и перемещение миллионов тонн грузов через границу, является основой существования любого государства. Как выполнить таможенное оформление, пересекающего границу товара, иногда не знают сами таможенники – ведь правила, регламентирующие их деятельность, меняются подобно картинкам в детском калейдоскопе.
По свидетельству менеджеров компании «Ви Ар Брокерс», сегодня самостоятельно перевезти через российскую таможню любой солидный товар – от карьерного грузовика до партии детских игрушек, и ничего при этом не нарушить, является задачей почти нереальной. Дело даже не в том, что само таможенное оформление занимает уйму времени. Проблема в том, что сам результат оказывается непредсказуемым. Ведь законодательство может измениться непосредственно в процессе таможенного оформления, и решение вопроса окажется отложенным на неопределенный срок. Кстати, эффективность работы таможенных брокеров как раз и объясняется их максимальной информированностью, а не тесными связями с коррумпированными кругами, как считает большинство. Таможенные брокеры действительно имеют связи, но не на таможне, а там, где готовятся инструкции для нее. Российская бюрократическая машина очень инертна, и если обладать информацией, всегда можно успеть сыграть «на опережение». Поэтому работа через опытного таможенного брокера всегда успешна, так как таможенникам попросту ничего не остается, как дать свое «добро».
| | |