| С начала 2000-х годов в Россию потоком хлынули грузовики (в основном седельные тягачи) из Америки. Сегодня уже никого не удивляют на дороге красавцы Петербилты, Фредлайнеры, Вольво, Кенворты и Интернешнлы. Что же обеспечило такую популярность этим грузовикам? В первую очередь – доступность. Соотношение доллар/евро на уровне 1/1,3-1,4 обеспечило более низкую цену на вторичном рынке автомобилям производства США по сравнению с «европейцами». Второе немаловажное обстоятельство – в американских грузовиках в меньше используются сложные электронные узлы, что обеспечивает лучшую ремонтопригодность в «полевых условиях». Еще одно несомненное преимущество – комфорт в кабине. Как сказал один из водителей Петербилта: «Во время ночевки в кабине я готов простить своему «Питеру» все неисправности!». Ну и, наконец, капотная компоновка большинства «американцев» является неоспоримым преимуществом в плане пассивной безопасности, что в условиях высокой аварийности на дорогах России немаловажный фактор.
Но наряду с положительными качествами, грузовики из США обладают и рядом специфических особенностей, осложняющих эксплуатацию и ремонт. Самые очевидные из них: низкая маневренность из-за большой базы, что осложняет маневрирование во время погрузки-разгрузки, и, так называемая, «модульная» конструкция, осложняющая подбор запасных частей и расходных материалов во время ремонта.
На сегодняшний день все автомобили производства США представляют собой своеобразный «конструктор», где под одинаковым внешним видом скрываются совершенно разные узлы и агрегаты. Такая ситуация сложилась из-за того, что автомобильные заводы США самостоятельно производят только кабины и рамы, а двигатели, коробки передач, мосты и другие детали выпускают независимые производители, конкурирующие между собой. Это обеспечивает большое количество возможных сочетаний. Можно сказать, что подобрать на вторичном рынке два полностью идентичных автомобиля довольно сложно. Это является сдерживающим фактором для дальнейшего распространения американских грузовиков в России, т.к. в основном такие машины эксплуатируют частные предприниматели и небольшие компании. Для крупных компаний содержать большую номенклатуру запасных частей и расходных материалов нерентабельно. Эта же особенность американской техники вызывает трудности и при ремонте грузовиков. В частности на американских автомобилях в основном устанавливаются двигатели CUMMINS, DETROIT DIESEL, CATERPILLAR, VOLVO, MACK для диагностики и ремонта которых зачастую требуется специфическое оборудование, и самое главное персонал, квалификация которого позволяет ремонтировать разные марки двигателей. Это представляет определенные трудности для автосервисов, не привязанных к какой-то одной марке.
Подобная ситуация складывается и с ремонтом КПП. В основном на американские автомобили устанавливаются КПП следующих производителей: EATON, ZF, MERITOR.
А если принять во внимание, что существуют различные виды мостов и прочих узлов (например, тормозной системы), то вырисовывается следующая картина – независимые станции технического обслуживания физически не могут держать в наличии даже основные расходные материалы, т.к. это влечет за собой создание целых складских комплексов, и как следствие, замораживание оборотных средств в большом объеме. | | |