В 90-е годы глобальный промышленный спад затронул абсолютно все сферы экономики. Однако некоторые из них пострадали особенно сильно. К числу таких принадлежало, несомненно, и краностроение. В периоде 1990 по 1998 годы производство, например, автомобильных кранов сократилось в 14 раз. Однако в дальнейшем ситуация изменилась, и стремительный спад сменился пусть неторопливым, но все-таки ростом. И сегодня производством подъемных кранов автомобильном ходу в России занимается два десятка предприятий.
Рынок автокранов в России сегодня
Увеличение спроса на автокраны на внутреннем рынке обусловлено происходящим в последние годы ростом объемов производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве.
Причем потребности рынка удовлетворяются, в основном, за счет российских производителей автокранов: продажи импортных автокранов составляют всего лишь несколько процентов от совокупного объема продаж. Нетрудно догадаться, что связано это с разницей цен. Импортные автокраны в среднем в полтора раза дороже отечественных. Правда и превосходство в качестве у них значительное. В принципе, многие отмечают, что в техобслуживание наших автокранов приходится вкладывать столько средств, что в долгосрочной перспективе они оказываются дороже импортных аналогов. Однако отечественный потребитель пока еще не готов выкладывать круглые суммы за иностранную спецтехнику, что позволяет нашим производителям достаточно уверено чувствовать себя на рынке. Впрочем, в целях конкуренции друг с другом многие из них постепенно переходят на использование небольшого количества импортных комплектующих. Ровно настолько, насколько это помогает улучшить качество при незначительном изменении цены.
Сегодняшние объемы производства автокранов, разумеется, не идут ни в какое сравнение с тем, что было в Советском Союзе: в последние годы выпуск стабильно находится на уровне 2,5-2,7 тыс. машин в год.
Но зато наблюдатели отмечают несомненные качественные изменения в данной сфере. В первую очередь нужно упомянуть о расширении номенклатуры. Производители автокранов поняли, что это позволяет эффективнее удовлетворять потребности заказчика, следовательно, повышает конкурентоспособность фирмы.