На Минском автомобильном заводе в литейном цехе ковкого чугуна (ЛЦКЧ) осуществляется внедрение новых ресурсосберегающих технологий и оборудования. В частности, запущен комплекс современных индукционных печей для производства высокопрочного чугуна.
На Минском автомобильном заводе осуществляется комплексная модернизация производства. В рамках государственной Программы инновационного развития Республики Беларусь на предприятии внедряются современные технологии и оборудование.
В 2005-2007 гг. на предприятии была произведена реконструкция литейного производства. В литейном цехе установлены среднечастотные немецкие индукционные печи, которые позволили прекратить выпуск отливок из ковкого чугуна.
Запуск комплекса высокопроизводительных индукционных печей для производства высокопрочного чугуна в литейном цехе позволил существенно снизить выброс вредных веществ в атмосферу и уменьшить отходы литейного производства. Как отметил главный металлург Минского автомобильного завода Юрий Казючиц, экономический эффект от перехода на получение чугуна в индукционных печах уже составил 215 140 212 рублей или 100 065 долларов в год согласно ставок экологического налога за размещение промышленных отходов в окружающую среду.
Специалисты Минского автомобильного завода совместно с РУП "ИНСТИТУТ БЕЛНИИЛИТ" в рамках Государственной научно-технической программы "Технология и оборудование машиностроения" (подпрограмма "Технология литья") поэтапно осуществляют внедрение в производство технологии изготовления литейных стержней без использования тепла энергоносителей по так называемым, "колд-бокс-амин процессам". (Стержни устанавливаются в формах для образования отверстий в деталях). Оборудование оснащается абсорбционными биохимическими установками для очистки отходящих газов от вредных выделений.
В 2006 году в сталелитейном цехе № 2 (СЛЦ-2) освоена и внедрена технология изготовления стержней по Альфа-сет процессу вместо тепловой сушки.
В 2007 году в литейном цехе ковкого чугуна (ЛЦКЧ) сдана в эксплуатацию стержневая машина для изготовления стержней по Амин-процессу массой до 80 кг. В СЛЦ-2 завершаются работы по вводу в эксплуатацию стержневых машин для изготовления стержней по Амин-процессу массой до 15 кг.
Внедрение данных технологий и оборудования позволит облегчить условия труда в стержневых отделениях, улучшить экологическую ситуацию в литейных цехах и вокруг них, уменьшить производственные затраты за счет снижения расхода энергоносителей, даст возможность изготовления оснастки из пластмасс, дерева, алюминия вместо стали и чугуна, а также позволит изготавливать стержни любой конфигурации и массы, улучшить чистоту поверхности отливок.
Следующим совместным проектом РУП "МАЗ" и "ИНСТИТУТА БЕЛНИИЛИТ" стало создание и внедрение в литейном производстве Минского автозавода автоматизированного смесеприготовительного комплекса (АСК) производительностью 44 тонн в час для получения высококачественных формовочных смесей методом интенсивного перемешивания компонентов. В настоящее время завершаются работы по вводу в эксплуатацию данного комплекса в сталелитейном цехе № 2.
Перспективной разработкой Минского автомобильного завода является создание ресурсосберегающей установки для восстановления зерновой основы кварцевых песков. Внедрение этой технологии позволит значительно сократить применение свежих песков за счет повторного их использования. В настоящее время в "ИНСТИТУТЕ БЕЛНИИЛИТ" проводятся работы по созданию данной установки, и в 2008 году планируется ее внедрение на Минском автозаводе.
СПРАВКА: За счет демонтажа вагранок в Литейном цехе ковкого чугуна и перевода на получение чугуна в индукционных печах, снижение выбросов вредных веществ в атмосферу составило:
Окиси углерода - 980 т. (IV кл. опасности)
Углеводородов - 6 т. (IV кл. опасности)
Пыли неорганической - 56 т. (III кл. опасности)
Сернистого ангидрида (- 16 т. (III кл. опасности)
http://maz.by/